29 января 2018 г.

История убийства: социальные сети

Недавно все мы стали свидетелями циничного и жестокого убийства. Убийства, которое потрясло почти всех пользователей глобальной сети. Марк Цукерберг собственными руками, буквально, нажав на спусковой крючок, уничтожил социальные сети.

Попробуем восстановить цепочку событий, ставших причиной этому деянию.


Предыстория


Интернет не всегда был таким, каким мы привыкли его видеть. В 1991 году британский учёный сэр Тим Бернерс-Ли разработал принцип передачи данных между пользователями опосредованно, без необходимости прямого взаимодействия, при помощи серверов. Для упрощения отправки запросов, был создан язык html и интерфейс веб 1.0.

Сайтов с различным содержимым становилось всё больше, а доступ к сети из исключения превращался в правило. И вот, однажды, один шутник...

Затянувшаяся шутка


В 2004 году студент Марк Цукерберг ради шутки создал сайт, без преувеличения, перевернувший сознание пользователей сети. Подробно эту историю рассказывает игровой фильм «Социальная сеть» (США, 2010). Нас интересует кое-что другое. Создав социальную Facebook, Цукерберг открыл дорогу к веб 2.0. Главное отличие заключалось в интерактивности: пользователи не просто получали возможность реагировать на контент, созданный другими пользователями — появилась возможность следить за жизнью знакомых в режиме реального времени и общаться с ними почти без ограничений.


Концепция в короткие сроки обрела нереальный успех. Вскоре в сети появилось множество различных социальных сетей: одни клонировали Facebook, другие предлагали принципиально отличающийся подход. В частности, лучше всех с имитацией человеческого общения справились в корпорации Google, отказавшись от списка друзей в формате телефонной книги, в пользу моделей общения по различным активностям.


Роковой момент




Если бы Гоголь жил в наши времена, сюжет «Тарас Бульба» мог бы быть основан на этой истории. Спустя 12 лет после рождения концепции, в 2016 году Марк Цукерберг жестоко расправился со своим детищем. В Facebook был добавлен алгоритм «умной новостной ленты». Доминошки других социальных сетей быстро настигла цепная реакция. На сегодняшний день почти все социальные сети уничтожены«умной новостной лентой». Словосочетание «социальная сеть» остаётся в обиходе только потому что рынок SMM ещё жив, а выкинуть из этого словосочетания два слова — это слишком. Хотя, справедливо, ведь сейчас это одна из составляющих маркетинга.

Суть концепции


По большому счёту, «умная лента» превращает социальную сеть в социальный сервис, подбирающий контент под интересы пользователя. Своеобразный поисковик, только вместо поискового запроса — действия пользователя. Другими словами, «умная лента» сама ищет и отбирает контент, интересный пользователю, замахиваясь ещё и на поисковые системы. Это ли не шаг к веб 3.0? И, да, больше никакой информации о жизни друзей. Зато, информация об «интересном» контенте со страниц людей и компаний, на которые пользователь не подписан.



Причины


Можно сколько угодно спорить о том, хороша «умная лента» или плоха. Но у перехода к этой системе есть серьёзные причины.

1. Диверсификация. Сегодня пользователь интернета сильно отличается от пользователя образца 2000-х. Если раньше пользователям требовалось сосредоточение максимального количества сервисов в одном месте, то с переходом к html5, такая необходимость отпала. Пользователи стали избирательнее: одни используют преимущественно стену, другие не вылазят из личных сообщений, а третьим нужна только музыка. В связи с этим Вконтакте сделали отдельное приложение для музыки, а Facebook отсоединил систему обмена сообщениями в мессенджер. Это позволяет снизить нагрузку на серверы и положительно сказывается на производительности мобильных устройств, доля которых продолжает расти.

2. Рекламный рынок. Как это ни банально, но именно изменение структуры рекламного рынка подтолкнуло к введению новой системы показов постов на стене пользователям. Раньше подписка на страницу гарантировала, что пользователь сможет увидеть в новостной ленте 100% публикаций. Сейчас такая гарантия появляется только у тех, кто внесёт определённую сумму в рекламный кабинет.

3. Оптимизация контента. Прирост числа пользователей и упрощение публикации контента приводит к перегрузке информационного поля. Чтобы уменьшить давление на пользователя, «умная лента» действительно разгружает информационный поток, оставляя только наиболее востребованные другими пользователями публикации, с учётом индивидуальных интересов.

Последствия


Убийство социальных сетей с их трансформацией в социальные сервисы не могло не остаться без последствий. Пожалуй, самое заметное из них — полная перестройка рынка рекламы в интернете. Под угрозой исчезновения оказались крупнейшие сферы: SMM и SEO. Раньше SMM сводился к производству контента в промышленных масштабах: чем чаще компания публикует посты, тем чаще пользователь их видит. Сейчас SMM — это, по сути, SEO, укрощение «умной ленты», которая подаёт пользователям информацию, формируя соответствующий поисковой запрос на основе пользовательской активности.

Ещё одно менее заметное, но более яркое последствие массового перехода к «умной ленте» — массовый уход из соцсетей в мессенджеры. Мессенджеры предложили пользователям не только удобное общение, но и обмен статусами в режиме реального времени. Дуров «вернул стену», но сделал это более изящно, в виде каналов в Telegram.



Второе пришествие



Так уж случилось, что социальные сети, как феникс: сгорев, переродились. Сейчас пользователи могут наблюдать в режиме реального времени за жизнью друзей  в «историях» и прямых эфирах. Судя по популярности этого вида коммуникации, социальные сети живы в сердцах пользователей и востребованы. Сколько продлится их жизненный цикл — загадка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий